Воспитание кгн. Образовательный портал

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
  • учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте как угодно.

НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут -

Ешьте все, что вам дадут!

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-ггигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Список используемой литературы

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения в подготовительной группе.

Воспитатель детского сада№200 ОАО» РЖД»

Лебедева Татьяна Викторовна.

Сентябрь

Продолжать прививать навык детям правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом, следить за чистотой своей одежды.

Закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь.

Октябрь

Быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.

Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Благодарить за оказанную помощь и заботу.

Закреплять навыки культурного поведения за столом.

Ноябрь

Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Продолжать закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь, говорить тихо не мешать другим.

Декабрь

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Закреплять навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь, и заботу, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту.

аморальным

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Январь

Продолжать воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом,

быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия и т. д.

Февраль

Закреплять навыки правильно чистить зубы, пользоваться полотенцем.

Закреплять навыки полоскать рот после каждого приёма пищи.

Закреплять умение сервировки стола, пользование столовыми приборами.

Учить детей правильно следить и вести себя за столом.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Март

Продолжать закреплять умение сервировки стола, пользование столовыми приборами.

Продолжать закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь и заботу, вежливо прощаться, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту.

Продолжать формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

Апрель

Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.

Закреплять навыки поведения в общественных местах.

Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия, себялюбию, жестокости.

Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам.

Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Продолжать закреплять у детей навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, говорить тихо, вежливо прощаться, не мешать другим.

Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.

Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Совершенствовать умения:

  • Держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем,
  • есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Закреплять умение:

  • намазывать ножом масло на хлеб
  • отрезать кусочек мяса, сосиски.

Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке

Закреплять

  • умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
  • полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения

  • правильно пользоваться столовыми приборами,
  • есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,
  • есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Одевание-

раздевание

Закреплять умения:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
  • правильно размещать свои вещи в шкафу,
  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,
  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:

  • самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
  • просьбу о помощи выражать словесно, обращаясь к детям или взрослому, не забывать говорить «пожалуйста» и благодарить.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

Не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умение:

  • аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
  • выворачивать рукава рубашки или платья,
  • расправлять одежду,
  • аккуратно ставить обувь.

Совершенствовать умения:

  • наводить порядок в своем шкафчике.
  • Аккуратно развешивать вещи в шкафу.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.

Умывание

Совершенствовать навыки:

  • намыливать руки до образования пены,
  • тщательно смывать,
  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,
  • вешать полотенце на место,
  • пользоваться индивидуальной расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком.

Совершенствовать умения :

Закреплять умение:

Совершенствовать умения:

  • быстро и аккуратно умываться,
  • соблюдать порядок в умывальной комнате.

Закреплять умение:

  • мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

ние

в порядке

одежды

и обуви

Совершенствовать умение

  • заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом.

Учить:

  • просушивать и чистить свою одежду,
  • мыть, протирать, чистить обувь
  • пришивать оторвавшиеся пуговицы

Принимать участие в смене постельного белья:

  • стелить чистую простыню
  • надевать чистую наволочку

Формировать привычку

следить за своим внешним видом

Напоминать товарищам

о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им

Принимать участие в смене постельного белья:

  • стелить чистую простыню
  • надевать чистую наволочку

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

Мет-е приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дид. упражнения («Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи», «Расскажем малышам, как надо умываться», «Как правильно заправлять кровати», «Как помочь товарищу»), худ-е произведения; беседы «Вспомним, как надо правильно кушать», «Каждой вещи – свое место», «Культура поведения во время еды», «Наводим порядок в шкафу для одежды», «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьезное дело», «Как помочь товарищу», «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото»; чтение И.Ищук «Мои ладошки», С.Махонин «Завтрак», А.Барто «Девочка чумазая», Д.Крупская «Чистота», Д.Грачев «Обед», Е.Винокуров «Купание детей»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. I квартал

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.)

1.Беседы:

«Будь всегда вежлив»

«Вспомним правила вежливости»

«Ласковое слово и кошке приятно»

2. Чтение:

С. Маршак «Двенадцать месяцев»,

С.Михалков «Ежели вы вежливы»

В.Осеева «Волшебное слово»

3. Обыгрывание и обсуждение ситуаций:

«Ты пришел утром в детский сад»

«Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»

«Разные формы приветствия и прощания»

4. Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией.

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»

Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»

Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»

Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Подготовительная группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»

Положите

льные моральные качества

Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»


Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду.

Подготовила: воспитатель МДОУ №7

« Лужок» с. Первомайское

Томчик Г.И.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Цель - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи :

  • учить самостоятельно, умываться;
  • пользоваться туалетом;
  • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
  • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово;
  • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;

культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять.
«Будем умываться» ,- говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.

Правильная организация умывания - это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.
Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач : формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Критерии опрятной еды включают умение:

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.
  8. Учим пользоваться носовым платком
  9. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

  1. Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чужой расческой.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Одним из ведущих приемов , который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА:

Всегда мыть руки с мылом, причесываться

Кушать мытые овощи и фрукты;

Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;

Мыть игрушки после прогулки;

Вытирать ноги, переобуваться;

Делать зарядку;

Не есть на улице;

Мыть посуду после еды;

Мыть руки после игры с животными.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.


Навык - автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик,

Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Loading...Loading...