Экскалибур - меч короля Артура: история и легенды. Мечи в камне Черный чудо меч из камня

Король Артур - один из знаменитейших легендарных правителей прошлого. Его образ нашел отражение во множестве литературных произведений и кинематографе. Все, что связано с этим великим правителем бриттов - необычайно интересно и окутано завесой тайны. Меч короля Артура - еще одна увлекательная легенда из кельтских сказаний. Его часто путают с другим знаменитым оружием - клинком из камня. История меча Экскалибур - узнаем, как он появился, попал к и где находится сейчас.

Легендарный правитель Британии - рождение и воспитание

Сказания о короле Артуре появились очень давно. Первое упоминание о нем относится к 600 году. В валлийской поэме этого периода рассказывается о сражении между бриттами и англосаксами. Сказания о короле Артуре стали популярными благодаря священнику и писателю XII века Джеффри Монмуту, или Гальфриду Монмутскому. Он первым объединил отрывочные сведения о знаменитом правителе бриттов в связное повествование.

Артур - сын легендарного короля бриттов Утера Пендрагона. Сразу после рождения по договоренности он был отдан на воспитание великому магу Мерлину. Тот, в свою очередь, позднее поручил воспитание мальчика сэру Эктору, поскольку не хотел, чтобы жизнь при королевском дворе наложила на Артура отпечаток.

Приход Артура к власти

Существует две версии того, как Артур принял бразды правления. По версии из древних литературных источников, он был провозглашен королем Британии в возрасте 15 лет после смерти его отца Утера в результате отравления.

В дальнейшем история короля Артура приобрела характер легенды. Здесь появляется знаменитый меч в камне. Изначально это была каменная плита с лежащим на ней оружием, придавленном наковальней. Позднее появился камень с воткнутым в него мечом и надписью, что тот, кто сможет вытащить оружие, тот и станет королем бриттов. Артур случайно достал меч, когда искал оружие для своего названного брата Кея. Мерлин объявил юношу королем, но многие правители не признали его и пошли войной на Артура. Ему пришлось отстаивать трон и свое право на него.

Правление Артура и первое появление Экскалибура

Своей столицей молодой король сделал город Камелот. По другой версии, он приказал построить город, из которого собирался править страной. Где была расположена столица, сложно сказать. По наиболее распространенной версии считается, что Камелот - это амфитеатр города Честера на западе Англии. Джеффри Монмут в своем знаменитом труде «История королей Британии» считал, что Камелот - это замок Карлеон, расположенный в Уэльсе.

Король Артур в Камелоте до завоевания саксами Англии правил Британией, Бретанью и Ирландией. Врагов у молодого правителя было много. Какое-то время он сражался мечом, добытым из камня, но в поединке с Пелинором оружие было сломано. Тогда на помощь королю пришел Мерлин. Он пообещал ему Экскалибур - меч, обладающий чудесными свойствами. Он указал Артуру озеро, в водах которого виднелась рука с клинком. Меч держала Владычица озера. Она отдала оружие королю с условием - обнажать его только ради правого дела и вернуть чудесную реликвию в любое озеро в случае смерти правителя. Артур пообещал исполнить ее просьбу.

Внешний вид и свойства меча

Обычно его изображали как прямой клинок с простой крестообразной рукоятью, украшенной драгоценными камнями. Ножны меча обладали магической силой - они залечивали любую рану. Носить их нужно было всегда рядом с Экскалибуром, иначе они теряли свою волшебную силу. Меч давал своему владельцу силу и ловкость в сражениях.

Экскалибур - названия чудесного оружия

Меч короля Артура в разные эпохи назывался по-разному: Калибурн, Калад-колг, Эскалибор. Привычное нам название пришло из французской

Происхождение меча

Легенда о мече «Экскалибур» берет свое начало в далеком прошлом. Существует несколько версий появления этого оружия. По одной из них, его создала Владычица озера специально для Артура, а затем забрала его после гибели короля. По другой легенде его создал великий Мерлин.

Есть версия о том, что Экскалибур, меч с чудесными свойствами, был выкован Велундом, скандинавским богом-кузнецом.

Смерть Артура и исчезновение Экскалибура

Когда король отправился на поиски сбежавшей жены Гвиневры, его трон узурпировал племянник (по другой версии, незаконнорожденный сын) Мордред, которого Артур оставил наместником. Узнав о смуте, король вернулся и сразился с предателем на Каммланском поле. В этой битве пало все войско Британии. Артур был смертельно ранен Мордредом. Вернув меч Владычице озера, он умер.

Но есть и другие версии того, что случилось с королем. По одной из них, он был увезен на четырьмя королевами. По легенде, именно здесь находился портал в другие миры и воспитывались волшебницы. Говорят, что великий правитель Британии спит в ожидании того дня, когда его помощь понадобится стране.

Холм в графстве Сомерсет считают местом, связанным с королем Артуром. У его подножия расположен Гластонбери - один из древнейших городов Британии. Еще до пришествия римлян здесь было большое поселение. В XII веке, в ходе восстановительных работ в аббатстве, были обнаружены, как заявили монахи, саркофаги Артура и Гвиневры. Это место считается порталом в другой мир - Авалоном.

Меч Экскалибур - где находится легендарная реликвия?

Согласно сказаниям о жизни короля Артура, перед своей смертью он попросил бросить знаменитый меч в воды ближайшего озера. Это и было сделано последним из оставшихся в живых Только убедившись в том, что его просьба исполнена, Артур умер. После этого Экскалибур, меч великого короля бриттов, был навсегда утерян.

Исследователь из Италии Марио Моираги в своей книге «Тайна Сан Гальгано» всерьез полагает, что прототип знаменитого оружия короля Артура до сих пор покоится в скале в аббатстве Сан Гальяно. Он датируется XII веком, поэтому нет сомнений в подлинности древнего оружия. Исследователь полагает, что легенда об Экскалибуре навеяна мечом святого Гальяно, который в знак отказа от насилия и воткнул свое оружие в скалу.

Заключение

Существует ли меч Экскалибур в действительности? История знает множество примеров, когда древнее предание становилось реальностью. Сказания о короле Артуре удивительно правдоподобны - мы знаем всю историю великого правителя Британии периода Темных веков, и это заставляет верить в то, что легенда о нем имеет под собой реальную почву.

Экскалибур - меч легендарного короля бриттов Артура, имеющий свою древнюю и прекрасную историю, давно стал древней реликвией, о находке которой можно только мечтать. Для современных исследователей он подобен Священному Граалю рыцарей Круглого стола - многие его мечтают найти и верят в реальность существования чудесной реликвии.

Легенда о мече в камне, в принципе, довольно известна. Однако же, на всякий случай, изложим её — в пересказе Томаса Мэлори (Thomas Malory), автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона — был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, — задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём — будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней — чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».



Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.

Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.


Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори — в основном, кстати, стихотворных, — в пять раз превышает объём написанной им самим книги.


Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.

Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори — под наковальней, стоящей на камне).


Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.

В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти — в 1181 году — был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.

Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор — Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).


В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.

По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего — меч.

«Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно — в Тоскани.

Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.


По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано — так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.

В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.



Не верится, правда?

Обратим внимание на этот фрагмент: "в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло»"

Перевод:

Под воздействием сильных эмоций Гвидотти вошел в измененное состояние сознания, где смог взаимодействовать с материей на иных правилах. (также не забываем про явление архангела, который своим полем мог сотворить со структурами квантовой реальности что угодно). Хотите верьте, хотите нет...

По теме:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | |

+670

Кто из нас не слышал удивительную легенду о могущественном Короле Артуре, его советнике, волшебнике Мерлине, злой колдунье Моргане и мече в камне, который, согласно преданию, удалось вытащить из скалы лишь Артуру, тем самым доказав свое предназначение. Насчет реальности этой истории у историков существуют большие сомнения, а вот насчет того, существовал ли знаменитый меч, никаких колебаний нет. Скажем больше, каждый из вас может его уводеть, отправившись в Тоскану...

Думаете, история о мече из Авалона, вогнанном в камень с надписью "Кто вытaщит сeй мeч из-под нaковaльни, тот и eсть по прaву рождeния король нaд всeй землей английской", всего лишь легенда?

Быть может, но только та часть, которая касается английской земли. Потому что меч, по рукоятку вогнанный в камень, существует, и он совсем не сказочный.

Меч в камне находится в Капелле Монтесьепи (Montesiepi), недалеко от аббатства Сан-Гальяно в Кьюздино (Chiusdino). Итак, легендарный меч существует и веками хранится (конечно же, не в Камелоте, в легендарном мире Мерлина и короля Артура) всего в сорока километрах от . Чудо-меч содержится под стеклянным колпаком, вместе с камнем, где застряло лезвие.

Капелла Монтесьепи

Какова история меча в камне по-итальянски?

Оружие, изготовленное в двенадцатом веке, принадлежало доморощенному "рыцарю круглого стола", большому гулене и развратнику, которому однажды явился Святой Николай, наказав ему полностью изменить собственную жизнь. Речь идет о выходце из Кьюздино Гальгано Гуидотти, канонизированном в 1185 году, который после божественного видения действительно кардинально изменил образ жизни, став отшельником. Гуидотти символически отпраздновал свой уход от рыцарства и всего мирского, вогнав по ножны собственный меч в скалу, таким образом, чтобы тот образовал крест. Миф повествует, что дьявол, пытаясь поколебать веру рыцаря, расколол меч на три куска, однако, Гальгано продолжал молиться и меч снова стал единым, более того, никому больше не удалось вытащить оружие из камня.

Верующие после канонизации Гуидотти переместили кусок скалы с мечом в небольшую часовню. Сегодня меч в камне помещен под стекло и окружен фресками четырнадцатого века, которые изображают вышерасказанную историю в деталях. Атмосфера, мягко говоря, впечатляет, да и средневековую капеллу обязательно стоит посетить.

Если среди нас существуют скептики, то подзрения насчет подлинности оружия должны быть отброшены в сторону. За прошедшие годы в Италии было предпринято несколько металлографических исследований меча, целиком и полностью подтвердивших его подлинность. Некоторые историки говорят, что именно этот тосканский артефакт вдохновил англичан на выдумку истории про Короля Артура. Может, это и так, может, и нет, но остается фактом, что один из рыцарей короля Артура носил имя Гальвано, очень напоминающее о тосканском рыцаре Гальгано, избравшем праведный путь.

Меч в камне

Извлечение меча из камня – один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд, простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все бароны и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался выдернуть его из каменной глыбы, но это ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.

Эпизод с извлечением меча из камня навел некоторых исследователей на мысль, что эта процедура проистекает из техники изготовления клинков в бронзовом веке, когда расплавленный металл заливался в каменную или глиняную форму. После того как бронза застывала, форму вскрывали, и меч в буквальном смысле слова выдергивали из камня. С гипотезой о том, что легенды о короле Артуре восходят к бронзовому и железному векам, выступил археолог Франсис Прайор, и программа Четвертого канала «Тайм тим» продемонстрировала процесс изготовления мечей в бронзовом веке.

В более ранней версии легенды меч извлекается не из камня, а из-под наковальни. Считается, что легенду о мече в камне сочинил французский поэт двенадцатого столетия Робер де Борон. Его изначальный вариант сюжета вкратце сводится к следующему. После смерти Утера Пендрагона волшебник Мерлин предложил избрать нового короля на Рождество. На церковном дворе собора в Лондоне был найден загадочный камень, на котором лежала наковальня с воткнутым мечом, пронзившим и камень под наковальней. Архиепископ окропил камень святой водой и прочитал надпись, гласившую, что меч сможет извлечь только истинный король, избранный Иисусом Христом. Многие рыцари попытали свое счастье, но не преуспели. Во время турнира Кей решил поучаствовать в m?l?e, то есть игровом или потешном состязании. Он послал Артура за мечом, но тот не сумел его найти. Артур прискакал на церковный двор и выдернул меч из наковальни. Антор, приемный отец Артура, согласно версии Робера де Борона, рассказал ему все, что знал о происхождении юноши, и обещал поддержать его в борьбе за трон. В присутствии баронов и рыцарей Артур снова выдернул меч, и архиепископ провозгласил его королем. Меч символизировал справедливость, камень – Иисуса Христа.

Наковальня также может означать, что история о мече в камне имеет корни в технике изготовления клинков. Кузнечное мастерство держалось в секрете и считалось магическим. Кузнецы делали мечи в камне, с помощью огня и воды превращали руду в расплавленный металл, а металл – в сияющие клинки. Мечи воспринимались как чудодейственное оружие. В железном веке их бросали в реки и озера в качестве ритуальных пожертвований. Средневековые рыцари обычно высекали кресты на лезвиях клинков. Предполагается, что меч Артура Экскалибур был выкован на таинственном острове Авалон. В легендах мечи обычно ковались эльфами и троллями.

Высказывалось предположение, будто история о мече в камне появилась в результате ошибки переписчика, спутавшего латинское слово saxum, означающее «камень», с Saxon, саксом. Якобы Артур, убив сакса, завладел его мечом, и меч сакса стал мечом из камня. По мнению других артуроведов, легенды о мече в камне уходят своими корнями в верования аланов, сарматских кочевников. В пятом веке они во время обрядов вонзали мечи по самую рукоять в землю, поклоняясь своему богу войны.

Обычно особое магическое значение придается мечу, но, очевидно, и в камне заложен определенный символический смысл. Именно камень высвобождает меч, показывая, что Артур является истинным королем. Можно сказать, камень, а не меч, играет центральную роль. Потому, видимо, этот меч, извлеченный из камня, и не участвует более в мифологическом действе, и его место занимает Экскалибур.

По всему миру распространены предания, связанные со священными камнями. В Нигерии бытуют легенды о магических королевских камнях, которые «поют», если на них сядет законная королева. В ирландской «Lebor Gabаla Йrenn» («Книге захватов Ирландии») говорится о священном камне Лиа Фал, одном из сокровищ туата-де-дананн, племен богини Дану. Он «издает крик», если на него наступит король, который должен править Ирландией. Лиа Фал и сейчас находится на холме Тара в графстве Мит.

Камнем судьбы называют Скунский камень. Согласно легенде, его «положил себе изголовьем» библейский Иаков, и на нем стоял ковчег Завета. «Изголовье» Иакова побывало в Египте, Испании, Ирландии и, наконец, оказалось в Шотландии. Предполагают, что король Англии Эдуард I забрал Скунский камень из Шотландии в 1296 году. Его привезли в Вестминстерское аббатство и положили под Коронационное кресло, в котором в течение многих столетий короновались короли и королевы Англии, а потом Британии. Его стали называть Коронационным камнем, но в 1996 году камень вернулся в Шотландию. Сейчас он выставлен в Эдинбургском замке. Однако многие шотландцы убеждены, что Эдуард I взял не тот камень, а настоящий Камень судьбы спрятан где-то в Шотландии.

Нашли ли отражение в артуровских романах древние легенды о магических камнях, символизировавших королевскую власть? По мнению некоторых исследователей, священные камни олицетворяли природное могущество земли. Когда человек становился королем, он как бы сочетался браком с землей, богиней верховной власти. Меч в камне можно представить символическим фаллосом, совокупляющимся с богиней земли.

Однако существует настоящий меч в камне. Он находится в итальянской Тоскане. Мы имеем в виду меч святого Гальгано, хранящийся в круглой часовне двенадцатого века, расположенной в лесу неподалеку от деревни Кьюздино. Гальгано Гвидотти был надменным и агрессивным рыцарем. Он вел бурный и полный утех образ жизни, пока к нему не явился архангел Михаил, убедивший его стать отшельником и посвятить себя Богу. Гвидотти привиделась круглая церковь на вершине холма возле своей деревни, а ангельский голос сказал, чтобы он покончил с рыцарскими приключениями. Гальгано вынул меч из ножен, с силой вонзил его в камень по самую рукоять и с того момента стал божьим человеком. Гальгано Гвидотти умер в 1181 году в возрасте тридцати трех лет. Его история – прямая противоположность судьбе Артура. Король бриттов взял в руки меч, чтобы повести своих рыцарей на поле брани, Гальгано отказался от оружия в пользу мирного затворничества.

Цистерцианцы построили вокруг меча в камне круглую часовню Капелла ди Монте-Сьепи. В последние годы были проведены обследования и меча, и камня, и часовни. Они показали, что под часовней находится углубление, похожее на погребальную нишу. Отдельные части церквушки датируются 985 годом. Многие историки выражали сомнение в подлинности меча. Однако во время бурения выяснилось, что лезвие уходит глубоко в камень, и меч с достаточной степенью надежности был датирован концом двенадцатого века.

Образ меча в камне напоминает расположение креста на алтаре. Алтарный камень всегда являлся самой священной частью церкви или собора, олицетворяя Иисуса Христа. На некоторых средневековых алтарях высечены пять крестов, символизирующие пять ран Иисуса. Вероятно, меч в камне на церковном дворе в Лондоне служил знаком того, что Артур должен был стать королем Англии по воле Христа.

История меча в камне, на первый взгляд, служит волшебнику Мерлину способом провозглашения Артура законным королем. Но, похоже, в ней заключено гораздо большее. Как представляется, она уходит корнями в древние легенды о земле, возрождении и еще дальше – несет в себе идею священного камня, дарующего мудрость и царствование. Иными словами, истоки легенды могут таиться в Древнем Египте и даже в более глубокой древности.

См. также: Артур, король бриттов; Мерлин; Экскалибур.

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Зачатие на камне Как это ни странно, но именно отсюда происходит знаменитая фабула о бравых эсэсовцах, имевших гиммлеровское задание зачинать детей прямо на кладбищах. Иногда эта сказка формулируется даже так, будто Гиммлер, как человек (что верно - то верно) очень

автора Будур Наталия Валентиновна

Об орловом камне По-латыни тот камень зовут аквилелапис, а по-арабски гогар алгамак, а по-гречески… сиречь легкое рождение творит женам, и скотам и птицам, а находят его в индийских и персидских странах; цветом тот камень бел и звук из себя издает, кабы в нем иной камень

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О ластовичном камне Камень есть найден в животе молодых ластовиц, а находится двух цветов, бывает черен и черлен.Черленый камень кто при себе носит, помогает тем, кои страждут лунным страданием и иступившим ума.Также кто его при себе носит, чинит его речистым, и любят его

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О куричьем камне 1. Тот камень бывает найден в желудке валеного петуха, коли петух трех лет вален бывает, а после валения только бы жил семь лет, а чем бывает стар, тем будет лучше, а знать потому, как уже в петухе тот камень будет, тогда уже петух ничего не станет пить, а

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Из книги Штурм Брестской крепости автора Алиев Ростислав Владимирович

Глава 2 Коса на камне 4.20. На КП XII А.К. прибыл Гюнтер фон Клюге, выслушивает доклад об обстановке. Создается впечатление, что враг исчез. Результаты дальней разведки еще не поступили.4.25. Командир инженерно-саперного парка получает команду, и железнодорожный мост сразу

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Легенда о Вороньем камне» На Псковщине сохранилось предание, что Александр Невский построил свои рати на Чудском озере неподалеку от Вороньего камня – огромного валуна, лежащего на Вороньем острове. Сам же князь во время сражения стоял на вершине Вороньего камня и

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

Чашки в камне Камни-чашечники, т. е. камни с небольшими (как правило, в несколько сантиметров диаметром) чашеобразными углубления, достаточно хорошо изучены и описаны на территориях Прибалтики, Беларуси, Русского Севера, в ряде западноевропейских стран{59}. Как геометрия

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Отпечатки на камне Еще одним доказательством пребывания на нашей с вами планете гигантов служат следы их ног, отпечатавшиеся в камне во многих местах.Известны подобные отпечатки в Танзании, в американском штате Невада и еще в ряде мест. Ступни оставивших нам «автограф»

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Надпись на камне

Из книги Друиды Русского Севера автора Лазарев Евгений Сергеевич

СВЕТЛИЦА НА ГОРЮЧЕМ КАМНЕ Естественно, возникает вопрос: есть ли в Российской Лапландии другие аналогичные памятники? Или, может быть, они несколько отличаются по своему облику и планировке, но родственны вышеописанному дольмену и квадратной выкладке над лабиринтом в

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В КАМНЕ Математическую закономерность в этих изображениях обнаружил Гвенк’хлан Ле Скуезек, бретонец, несомненный математический гений, хотя он скромно полагает, что послание, зашифрованное тысячелетия назад, понятно каждому1.Счет начинается,

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Легенда о камне Ежегодно 21 июня в день летнего солнцестояния тысячи туристов со всего света собираются на этом гористом плато с единственной целью - увидеть восход небесного светила. И когда первый сол­нечный луч точно по центру прорезает узкий просвет между дву­мя

Из книги Узники Тауэра автора Цветков Сергей Эдуардович

История в камне Тауэр – самое древнее и поэтическое здание в Лондоне. Английские летописцы и средневековые писатели отодвигали время его возникновения в ту седую эпоху, когда по Британии маршировали легионеры Цезаря, и эту народную легенду старательно поддерживали

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

В камне и металле В память о 20 тысячах советских солдат, погибших при штурме Берлина, в городе построены три памятника-мемориала. Центральным мемориалом считается памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке (Treptower-park), который одновременно символизирует

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Рассказ о "красном камне" На одном из давних банкетов рядом с виноделом Александром Александровичем Егоровым сидел поэт. Начинающий поэт, мальчишка. Впрочем, рядом с Александром Александровичем все выглядели и чувствовали себя мальчишками. Он был патриарх, глава, мэтр. А

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).

В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.

Loading...Loading...